Б. Паскаль
Коснуться чьей-то биографии всегда непросто. Особенно в том случае, когда речь идет о том, кого уже нет. Хотя бы по той причине, что данный человек не сможет лично подтвердить или опровергнуть, написанное о нем. Но можно хотя бы попробовать пройти по краешку судьбы выдающегося поэта Михаила Юрьевича Лермонтова.
На чем может основываться подобная попытка? На тех фактах, которые давно всем известны и/или на менее известных фактах, но, тем не менее, таких, которые доступны в Интернете, книгах и прочих публикациях. Хотя бы по той причине что, по мнению французского литератора Клода-Адриана Гельвеция, страх перед возможностью ошибки не должен отвращать нас от поисков истины.
Многие поэты обладают даром пророчества. Данный дар не обошел стороной и таких известных поэтов XIX века как А. С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов. Последний очень полно выразил свое предчувствие не только о смерти как таковой, но и о том, что уготованная ему гибель не принесет с собой душевного успокоения. Потому что прах его не будет предан земле должным образом, то есть в соответствии со всеми канонами и обрядами, которые могли бы ждать автора, умри он своей смертью..
«Кровавая меня могила ждет,
Могила без молитв и без креста,
На диком берегу ревущих вод
И под туманным небом»
Мало того, что небо действительно было наполнено тучами, так после дуэли природа дала волю своим чувствам и «разрыдалась» сильным ливнем, молнией и громом сотрясая землю, словно олицетворяя собой трагедию матери, на руках которой умирает родной сын..
Последняя дуэль поэта оставляет много вопросов, неточностей и загадок. Астролог Павел Глоба в своей статье «Проклятие Лермонтова», высказывает мнение о том, что М. Ю. Лермонтова «заказал» граф А. Х. Бенкендорф, так как тот тайно состоял в одной из масонских лож, где некоторое время находился и сам поэт. Возможно, шеф жандармов побоялся огласки, которая могла произойти в той или иной форме из уст знатного шутника М. Ю. Лермонтова. Поэтому и «заказал» поэта стороннему лицу, стрелявшему из засады в момент дуэли поэта с Николаем Мартыновым, которого спровоцировали на этот шаг, чтобы затем сделать его главным виновником смерти поэта.
Автор статьи «Кто убил Лермонтова?» Михаил Быков, приводит ряд версий о том, кто же мог убить поэта. В своей статье помимо прочего он приводит слова офицера и друга последних месяцев жизни Лермонтова, Руфина Дорохова, который говорит первому биографу Лермонтова следующие слова: «Дуэли не было – было убийство». В свою очередь Мартынов перед смертью, при покаянии сказал следующие слова: «Да, стрелял. Но не убивал! Был еще один выстрел».
По мнению сыщика А.В. Карпенко руками спровоцированного Мартынова было произведено убийство поэта, который мешал многим влиятельным людям. И он в свою очередь обращает внимание на несогласованность показаний участников дуэли и на то, что роковая пуля вонзилась в тело Михаила Юрьевича под нестандартным для дуэли углом.
Есть источники и авторы, подвергающие сомнению написанное выше. Например, в статье под названием «Убийца Лермонтова» при разборе версии о снайпере, который якобы и убил Лермонтова, дается объяснение, исходя из которого, становится ясно, что пуля из пистолета Мартынова вполне могла бы совершить такой кульбит и потому выходит, что смертоносная пуля принадлежала именно Николаю Мартынову.
Данную версию подтверждает в своей статье «Дуэль и смерть Лермонтова – новая версия гибели поэта» и Елена Брежицкая, ссылающаяся на книгу лермонтоведа Владимира Захарова «Дуэль и смерть поручика Лермонтова». По версии которого М.Ю. Лермонтов перед роковым выстрелом Николая Мартынова сказал фразу, которая окончательно разозлила Николая, а звучала она так: «Я в этого дурака стрелять не буду!». И Мартынов в бешенстве от оскорбления поднимает пистолет и… Лермонтов умер мгновенно. Мартынов кинулся к нему со словами: «Миша, прости меня!». Но поэт уже лежал бездыханный… »
В. Захаров призывает взглянуть на данную дуэль сквозь призму менталитета людей тех лет и понять, что в то время за свои слова нужно было отвечать ни словом, а делом. И часто таковым делом становились дуэли.
Стоит отметить, что незадолго до страшной смерти, Лермонтов, как некогда и любимый им А. С. Пушкин, обращается к известной гадалке Александре Филипповне Кирхгоф. Между ними произошел следующий разговор:
«— Ждет ли меня отставка?
— О, тебя ждет такая отставка, после которой ты ничего больше не попросишь.
— Убьют ли меня на войне?
— Нет, не бойся. Опасайся того, кто рядом. Убийцей окажется друг».
Кто бы ни являлся виновником смерти М.Ю. Лермонтова, эту страшную тайну он унес с собой в могилу. Но то, что смерть поэта не раскрыта окончательно у многих не вызывает сомнений. И сам факт того, что поэт заранее предвидел страшную смерть, явно указывает на то, что он не мог быть от этого счастлив. Страшно даже представить каково это – всем своим существом ощущать скорый конец. Это ли не повод для страданий, грусти и печали, коими проникнуто все творчество поэта. Оно и является внеочередной загадкой Михаила Юрьевича Лермонтова. Так как многие образованные люди, в том числе и лермонтоведы, пытаются на основе творчества поэта выдвигать различные предположения (гипотезы) относительно его происхождения и рождения.
Одной из таковых является гипотеза филолога и публициста Марьям Вахидовой. Которая изложена автором в статье под названием «М. Лермонтов-Таймиев или тайна рождения поэта». Помимо статьи есть еще и фильм, состоящий из пяти частей, того же автора. Суть гипотезы сводится к тому, что мать Михаила Лермонтова зачала его от Бейбулата Таймиева – известного в Чечне воина, который боролся за свободу своего народа. Для того чтобы скрыть сей факт, мать быстро выдала беременную дочь замуж за Юрия Петровича Лермонтова. Объемная статья, равно как и фильм, составленные на основе наработок автора оставляют много вопросов и помимо озвученного выше затрагивают и многие другие факты биографии поэта. В своей работе автор ссылается и на материалы из статьи писателя Д.С. Мережковского «М. Ю. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества». Где автор высказывает следующую мысль: «Лермонтов всегда и со всеми лжет». — Лжет, чтобы не узнали о нем страшную истину. Звери слышат человечий запах. Так люди слышат в Лермонтове запах иной породы…»
Мистик, критик и поэт Вл.С. Соловьев в противовес Д. Мережковскому отмечает, что М.Ю. Лермонтов, безусловно, являлся гением. Но таким, который был сосредоточен в первую очередь на себе и своем будущем, которое прекрасно предсказывал в своих произведениях. Например, свою гибель от пули на Кавказе он отражает и в стихотворении под названием «Сон». Что он борется со своими демонами через свои стихи о них. И даже такое чувство как любовь Лермонтову нравилось испытывать и переживать внутри себя, но он не спешил полноценно делиться им с той, которая отвечала ему взаимностью.
А М. Вахидова на основе творчества поэта делает следующий вывод о его личной жизни: он не мог официально вступить в брак, так как, исходя из ее гипотезы, не располагал официальным документом, подтверждающим его дворянское происхождение. И именно поэтому он к тому же не получил достойного и полного образования.
В свою очередь Д. Мережковский, заступаясь за поэта, называет самым роковым в судьбе Лермонтова – не полную победу зла над добром, как полагает Соловьев, «а бесконечное раздвоение, колебание воли, смешение добра и зла, света и тьмы».
Он был похож на вечер ясный,
Ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет.
Многие авторы отмечают в стихах поэта еще и мусульманские нотки, которые одни связывают с тем, что Лермонтов любил Кавказ, долго воевал там, да и просто имел в своем окружении друзей, исповедующих ислам. Другие же намекают на то, что поэт так и не определился, что ему ближе: христианство или ислам. Все тот же Мережковский прямо указывает на то, что поэзия Лермонтова – бесконечный спор с христианством и в ней совсем нет имени Христа. Он считает основой трагедии поэта следующее: он не мог преодолеть христианства, так как «не принял и не исполнил его до конца». Дмитрий Мережковский полгал, что поэт боролся с христианством еще и в любви к женскому полу, так как он не мог и не хотел большое свое чувство сковывать рамками церковного брака с помощью обряда венчания.
М. Вахидова же полагает, что Лермонтов находился на распутье в вопросе выбора вероисповедания, так как узнал из дневника матери про Б. Таймиева, который был мусульманином и его родным отцом, поэтому Лермонтова так тянуло на Кавказ, и так тяжело ему было принять и осознать христианство до конца. В своей статье Вахидова к тому же приводит еще и следующее высказывание лермонтоведа М. Синельникова: «Выговаривая правду прямо и до конца, надо признать, что автор самых проникновенных и чистых православных стихов был отчасти мусульманином». Так как поэту свойственен фатализм, носящий отчетливый отпечаток его пребывания на Кавказе.
В книге Т. Толстой, посвященной детству поэта, говорится даже о том, что его молодая мать пила малыми дозами уксус. Одни полагают, что так она протестовала против скандалов ее матери с зятем, а другие вспоминают, что ее отец Михаил Васильевич Арсеньев употребил некоторое количество яда, которое и убило его. А сделал он это, так как лишился расположения любовницы, по причине возвращения домой ее мужа. И мол, вполне может быть, что это гены сыграли злую шутку с его дочерью. А М. Вахидова полагает, что таким способом она хотела избавиться от ребенка, а следом за ним и себя жизни лишить потому, что не видела в ней смысла, так как любила всю свою короткую жизнь Б. Таймиева, а не Юрия Петровича.
На самом деле версий о происхождении Лермонтова предостаточно. И чем дальше – тем больше. Всем известную биографию поэта отстаивает и защищает Владимир Бондаренко в следующих статьях: «Мистификаторы» и «Все отцы Лермонтова». «..как я уже писал, ссылаясь на Игоря Шайтанова, нельзя понять творчество Михаила Лермонтова, не вписываясь в кельтскую мистическую родословную. Или по прямой от великого мистика и поэта Томаса Лермонта из Эрсилдауна к русскому великому мистику Михаилу Лермонтову, или же рушится вся творческая эволюция». Понять где, правда, а где ложь – это меньшее, что можно сделать в данной ситуации. Куда важнее поверить в ту истину, которую обнаружишь сам, пройдя сквозь груды слов, версий и теорий.
Не зря психологи частенько говорят, что многие проблемы человека берут свое начало из семьи, зарождаются в ней как в первом источнике познания мира маленьким ребенком. Первыми спутниками в мир для малыша, безусловно, оказываются родители. Важнейшее значение в его жизни играет в первую очередь мать, так как она изначально больше времени проводит с ним. При этом, безусловно, очень важно, чтобы оба родителя воздействовали на жизнь ребенка, принимали в ней активное участие. Вот и еще одна трагедия в жизни маленького Миши: мать рано ушла из жизни, отец встречался с ним редко. В итоге воспитывала его бабушка. Отсутствие родителей в жизни маленького человечка влечет за собой смещение ориентиров и привычных представлений о семье. Это мина замедленного действия, которая может рвануть в любой момент. А носящий ее за пазухой, может не успеть отбросить мину в сторону, что и приведет еще и к трагедии в личной жизни. Потому что у него перед глазами не было примера, идущего от собственных родителей, о построении прочных семейных отношений. Возможно, и эта трагедия сыграла свою роль в неустроенной личной жизни поэта.
В завершении статьи хочется обратить внимание читателей на мистический дар М.Ю. Лермонтова, который, вероятнее всего, достался ему от предсказателя Томаса Лермонта. Мало того, что Лермонтов знал, что погибнет от пули, так он еще в юности создал книгу, наполненную собственными предсказаниями, которые в итоге в точности сбылись. Это стало известно из указанной ранее статьи Павла Глобы. Автор пишет в ней и о том, что поэт странным образом повлиял на судьбы своих былых возлюбленных, которые так и не стали счастливыми в любви. Астролог П. Глоба, полагает, что существует даже проклятие Лермонтова, которое «заработало» в полную силу после такой непростой гибели поэта, в которой, по его мнению, была вовлечена элита, приближенная к правящей верхушке. И по этой причине данное проклятие начало оказывать свое воздействие и на страну, в которой его не стало. Проклятие, как правило, вступает в силу в юбилейные даты со времени убийства или рождения Лермонтова. Например, 1991-м, в год стопятидесятилетия со дня гибели поэта, началась кавказская война. А к двухсотлетию со дня рождения Лермонтова в этом, 2014-м году с триумфом для России прошла зимняя Олимпиада. А случилось это именно на Кавказе. Но это не повод думать, что можно расслабиться. Скорее наоборот – нужно держать оборону и учиться на ошибках прошлых лет. Ведь еще Д. Мережковский написал о Лермонтове следующие слова: «Он мстит миру за то, что сам не от мира сего; мстит людям за то, что сам "не совсем человек"». Верить им или нет – личное дело каждого.
Для одних М. Ю. Лермонтов – добрейшей души человек, с прекрасными, ясными и большими глазами, а для других – дьявол, закованный в человеческой плоти, у которого нет души и надежды на спасение и прощение. Пожалуй, лишь бабушка поэта знала его лучше и больше прочих. Но проблема кроется в том, что он сам знал себя недостаточно хорошо. И чем больше пытался себя узнать, тем страшнее ему становилось. Но так на самом деле можно сказать про каждого из нас. В каждом человеке есть сладкая прослойка с такой же начинкой, но ведь есть и другая.
Одним словом, пока не поверишь – не увидишь.. Не разглядишь хотя бы крупицу правды там, где она зашифрована и зашлифована, запрятана под грудой лжи. Уйти от этой неправды помогает нам сам поэт через свои творения: стихи и прочие произведения. Он в них как открытая книга для любого своего читателя и почитателя. Только каждый из нас читает эту книгу по-разному: одни с начала, другие с конца, а третьи пытают счастье на золотой середине, а значит, и понимают ее по-своему. Поэтому Лермонтов у каждого свой: особенный, неповторимый, разный. Но правду знает лишь Творец и поэт такою смертью надевший на главу свою терновый венец.
Хочется также добавить следующее: пусть лучше Лермонтов так и останется неразгаданной загадкой, потому что это помогает ему оставаться верным себе, своему мистическому творчеству и своим загадочным и неординарным предкам.