Есть версия происхождения Арфы, но она скорее похожа на легенду. Уж очень хочется улыбаться от простоты этого сказания. Хотя… почему бы и нет, ведь все гениальное, как доказано веками – просто.
Если верить современным представлениям возникновения арфы, то произошла она от мужского орудия охоты – лука. Что представлял собой древний лук – согнутый деревянный остов и натянутая тетива. Вот как-то случайно, зацепив пальцами тетиву, древний человек услышал определенный звук! Остановился, прислушался, дернул тетиву еще раз, и … его посетила мысль: «А не натянуть ли рядом вторую «струну»? И, недолго думая, привел эту мысль в действие. Вторая струна звучала по-другому. Третья и четвертые струны появились так же, как и вторая. Теперь древний человек мог вечерами после охоты сидеть на крылечке своей пещеры, пощипывать «струны» лука и подпевать в такт извлекаемым звукам.
Наверное, таким образом, родилась не только Арфа, а и появились первые музыкальные произведения? Как вы думаете?
Но, как бы там, ни было, а первоначально Арфа была чисто мужским инструментом. Например, Арфа Аполлона – это символ романтики и всего прекрасного. Опять же – Библия не раз упоминает в своих повествованиях Арфу и арфистов – мужчин. Арфа – это любимый мужской инструмент в древнем Риме, Греции и на Ближнем Востоке.
Что же случилось? Почему сегодня днем с огнем не сыщешь мужчину, играющего на этом прекрасном грациозном, нежном и неимоверно сложном (сорок шесть струн и семь педалей) инструменте?
А случилось в девятнадцатом веке вот что: в высшем свете приняли негласное правило об обучении молодых девиц на Арфе. Арфа стала украшением не только царских палат и праздников, но всех светских модных салонов. И каждая благовоспитанная девушка обязана была освоить этот инструмент.
Почему именно девушка? А потому что мальчики в то время обучались совсем другому, и предназначение их считалось выше всех общественных развлечений. Мальчикам, юношам совсем не обязательно было уметь играть романтические пьески и забавные мелодии, которыми развлекались посетители салонов. Это был женский удел.
Можно раскрыть еще один секрет, который не очень лестен для мужской части общества: дело в том, что арфа – очень сложный для игры инструмент. В работу включены не только руки, а и ноги, причем обе одновременно. А мальчики по своей природе менее усидчивы, и им гораздо тяжелее преодолевать координационные трудности. Шутка ли сказать – семь педалей и сорок шесть струн! Это же не автомобиль с двумя педальками!
Есть еще одна причина женской игры на Арфе.
Представьте себе вечер в изысканном модном салоне. Гости, представители высшего света, общаются, танцуют, едят тарталетки, пьют шампанское…
В углу зала стоит инструмент Арфа – красивый, с изящными формами. Ну, вы можете представить теперь за этим инструментом мужчину? Конечно, нет. Женщина за таким инструментом выглядит гораздо выигрышней. Тем более что во время игры на Арфе было принято оголять руки. А мужчина в салоне с оголенными руками – «Фи-фи-фи», - проворковали бы все женские особы того времени, «это же не прилично!».
Вот так и осталась арфа исключительно в женских руках.
Нет, безусловно, где-то на земле обязательно есть и талантливые арфисты. Но их крайне мало, и практически невозможно увидеть ни в одном оркестре, ни на каком концерте.