Конечно, нужно различать общие церковные богослужения и частные. Частные богослужения — это молебен, крещение, венчание, погребение, панихида, соборование, миропомазание, освящение воды. Эти богослужения называются частными потому, что совершаются по заказу отдельных людей, и не обязательны для всех. Поэтому они могут совершаться в любое время суток.
Общие богослужения — это девять неизменяемых богослужений дневного круга. Это девятый час, вечерня, повечерие, полунощница, утреня, первый час, третий час, шестой час и Божественная Литургия. Эти богослужения обязательны для всех, поэтому называются общие.
Обычай служить каждое богослужение в отдельное время суток появился еще с IV века, когда христианство получило законный статус. Конечно, эта практика установилась не за один день, не за один месяц и даже не за один год. Но уже к десятому веку обычай совершать каждое богослужение дневного цикла в отдельное время суток установился окончательно. Появление Типикона относится к более позднему периоду, однако в нем делаются замечания относительно времени совершения богослужения только на Великий пост, на Пасху и Рождество.
Когда устанавливался обычай совершать богослужения в определенное время, бралось во внимание не только библейские события. но и еврейское времяисчисление, как известно, новый день у евреев начинается с вечера, поэтому и весь круг богослужения начинается с вечера. Богослужение, с которого начинается дневной круг богослужения, называется девятый час (по времени еврейский девятый час соответствует нашим 15.00). в этом кратком богослужении люди благодарят Бога за прожитый день и вспоминают крестную смерть Спасителя. После этого служится вечерня и повечерие (от слов после вечерни).
Полунощница (от слова «полунощь», то есть полночь) совершается по уставу в двенадцать часов ночи. В этом богослужении люди вспоминают ночную молитву Иисуса Христа в Гефсиманском саду, а также то, что людям «постоянно нужно бдеть», то есть быть готовым, что второе пришествие Христа будет неожиданным, как «приход жениха в полунощи» (из притчи о десяти девах). После этого служится утреня и первый час. В этих Богослужениях мы просим у Бога помощи на новый день. Также в первом часе люди вспоминают, как Иисуса Христа вели на суд а Каиафе (еврейский первый час соответствует нашим 7.00, поэтому это богослужение совершается утром).
Такие богослужения, как третий час (наши 9.00), шестой час (наши 12.00), а также Литургия совершались в древности днем. В особые великие праздники, а также накануне воскресных дней совершалось(и сейчас совершается) Всенощное Бдение, которое состоит из вечерни, утрени и первого часа, но совершается более торжественно, чем в другие дни. В древности это богослужение начиналось вечером, продолжалось всю ночь и заканчивалось утром, от чего и получило такое название — Всенощное Бдение, что означает бодрствование всю ночь.
Во время Великого поста порядок совершения богослужений немного менялся. Особенно это касалось последних трех дней Страстной седмицы.
Со временем практика совершения богослужений точно в срок пришла в полный упадок. Это связано с немощью людей, их занятостью. Поэтому сейчас все богослужения сократились, совершаются только утром и вечером. Обычно в приходских храмах они начинаются в девять часов утра, а вечерние богослужения начинаются в пять часов вечера. В некоторых храмах раньше, в некоторых позже. Даже в монастырях эта практика почти не сохранилась. В редких случаях в монастырях богослужения совершаются точно в положенное время. В основном это в период Страстной седмицы.
Однако главное не время совершения службы в церкви, а сама служба, где человек может поговорить с Богом.