icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Анатолий Ягодкин
Культура и искусство

Вспомним вместе творчество Фредерико Гарсиа Лорка.

  • 2343
  • 5

Вспомним вместе творчество Фредерико Гарсиа Лорка.

М
Мировая литература богата великими именами. В литературной традиции почти каждой из ведущих стран мира можно найти около десятка имен, вошедших навечно в анналы мировой литературы, однако есть среди них писатели, имена которых являются олицетворением культуры своей страны, её литературными символами. Для России это Пушкин, Толстой и Достоевский, для Великобритании Байрон, Шекспир и Диккенс, для Германии Гете и Шиллер, а для Испании — Мигель Сервантес и Федерико Гарсия Лорка.

Федерико Гарсия Лорка — испанский поэт, драматург и музыкант, один из самых известных испанских поэтов. Если Мигель Сервантес и его герой стали выразителями испанской культурной традиции, испанского мировоззрения, многие мыслители считали «кихотизм» одним из основополагающих элементов «испанскости», то Гарсия Лорка стал певцом Испании XX века, «интернациональным символом» и при этом «народным поэтом».

Образ Лорки в СССР. Лорка как символ

Федерико Гарсия Лорка, наверное, — самый известный и самый любимый в России испанский поэт. Его можно назвать и самым переводимым испанским автором. Многие выдающиеся испанские писатели удостаивались лишь однократных переводов наиболее значимых своих произведений или не переводились вовсе. Лорка же переведен и изучен россиянами «вдоль и поперек».

Как бы ни прискорбно было это говорить, но на популярность Лорки в СССР и в России повлияла его трагическая гибель. Образ Лорки в советском обществе неразрывно связан с гражданской войной. Лорка пал жертвой франкистов. До рокового 1936 года, унесшего жизни многих испанских интеллигентов с обеих сторон конфликта, о Лорке в Советском Союзе писали немного, ограничиваясь лишь некоторыми упоминаниями о нем в ряду других представителей испанской литературы. После его гибели в советской печати вышло сразу несколько некрологов. Лорка предстал в них как жертва коричневой чумы, как народный поэт, убиенный «бандой наемного международного фашизма». Его образ был сильно политизирован. Он стал для советских граждан символом свободной республиканской Испании, символом «любви советских граждан к испанской культуре» и «сострадания испанскому народу».

Лорка и поколение 27 года.

В 1919 году Лорка был зачислен в Мадридскую Студенческую Резиденцию, здесь же обучались Хорхе Гильон и Сальвадор Дали, ставшие друзьями Лорки. Здесь же произошло знакомство Лорки и его товарищей с «признанными» писателями эпохи — Мигелем де Унамуно и Антонио Мачадо, виднейшими представителями «Поколения 98 года». Так называли группу испанских интеллектуалов, остро обозначивших в своём творчестве проблемы исторического развития Испании. Когда «медленное самоубийство Испании» подходило к своему завершению, монархия доживала последние годы, а представители «поколения 98 года» разошлись «по разным углам» идеологического поля Испании и перешли в лучший мир, эстафету подхватило «Поколение 27 года». Виднейшими его представителями стали Гарсиа Лорка, Хорхе Гильон и Сальвадор Дали.

Акценты в творчестве «поколения 27» были расставлены совершенно иначе. Творчество старшего поколения и его «образ Испании» был ориентирован «вовнутрь», основывался на рефлексии национальных проблем, а младшее поколение развернуло образ Испании «наружу», понесло его в мир, их творчество стало более «европейским». Налицо внутренняя полемика представителей «поколения» : в нем сочеталась «испанская народность» (Лорки) и «авангард» ( Дали). Большое влияние на творчество поколения оказал Хуан Рамно Хименес, ставший своеобразным «связующим звеном» двух поколений.

Испания в творчестве Лорки

Лорка - уроженец испанской провинции Гранада, региона Андалусия, выходец из семьи зажиточных землевладельцев. Этот факт биографии Лорки не вписывался в созданный в Советском Союзе образ «мученика и народного героя» и поэтому часто умалчивался. Отец Лорки прекрасно играл на гитаре, сочинял и пел «канты-хондо» (андалузские песни) и пристрастил сына к народной культуре. Образы родной Андалусии и фольклорные мотивы стали одним из источников вдохновения молодого поэта. Он примеряет на себя образ «андалузца-цыгана». Его «Книга стихов», вышедшая в период ученичества в Мадриде в 1921 году пропитана самобытностью, чувствуется андалузских народных песен «сигирий». В 1923 году Лорка вместе с композитором Мануэлем де Фальей организует фестиваль народной андалузской песни и в этом же году издает сборник «Стихи о канте-ходно», ставший «приветом из детства», воспоминанием об отце.

Вершиной «народной поэзии» Лорки стал вышедщий в 1928 году цикл «Цыганское романсэро», пропитанного фольклорными образами и духам андалузских цыган. В известном стихотворении "Романс о луне, луне" на фоне фольклорного сюжета о луне, забирающей жизнь ребенка, разворачивается картина народной испанской жизни.

Луна в жасминовой шали явилась в кузню к цыганам.

И сморит, смотрит ребенок, и смутен взгляд мальчугана.

Луна закинула руки и дразнит ветер полночный

своей оловянной грудью, бесстыдной и непорочной.

Луна, луна моя, скройся!

Если вернутся цыгане, возьмут они твое сердце и серебра начеканят

На ледяной наковальне сложены детские руки

Прикрыв горделиво веки, покачиваясь в тумане

, из-за олив выходят бронза и сон - цыгане.

Где-то сова зарыдала –

Так безутешно и тонко!

За ручку в темное небо луна уводит ребенка.

Вскрикнули в кузне цыгане, эхо проплакало в чащах...

А ветры пели и пели за упокой уходящих.

Говоря об «Испании» в творчестве Лорки, нельзя не упомянуть и о религиозных мотивах. Испания известна своей религиозностью, католицизм в этой стране - одна из основ культуры. Лорка как истинный испанец был глубоко религиозным человеком. Одними из излюбленных «христианских» образов поэта были образы Святого Сальвадора и великомученицы Евлалии.

Лорка и авангард

«Народные мотивы» в творчестве Лорки умело сочетались с сюрреализмом, который был для поэта лишь одним из способов восприятия мира. Лорку нельзя назвать сюрреалистом. Элементы этого направления в его творчестве определила «тусовка», в частности его близкое знакомство с Сальвадором Дали, под влиянием которого Лорка пытался рисовать сюрреалистические картины, что, надо сказать, у него не очень хорошо получилось. Дружба художника и поэта строилась на контрасте «авангарда и фольклора», «атеизма и религиозности».

На сюрреалистические мотивы в творчестве Лорки повлияло и его соприкосновение с «американской культурой», два года поэт живет в Нью-Йорке, изучая американскую литературу, и привозит оттуда сборник «Поэт в Нью-Йорке».

Все грани творчества Ф. Гарсия Лорки.

Гарсия Лорка известен не только как поэт, но и как музыкант, художник и драматург. Поэзия, музыка и театр были неразрывны в его творчестве. Музицирование родителей и знакомство 11-летнего Лорки с Мануэлем де Фальей, обучившим мальчика манере пения «катно-хондо» определили тот факт, что именно с музыки начался творческий путь Гарсия Лорки. На фортепиано его выучил играть Антонио Сегуро Меса. Уже в 18 лет Лорка снискал первую любовь публики, превосходно исполняя произведения собственного сочинения. К сожалению, ранние сочинения Лорки не сохранились.

Однажды в детстве юный Федерико посетил выступление бродячего кукольного театра в своём родном селении Фуэнта-Лакерос. Это произвело на него неизгладимое впечатление. Он стал устраивать дома представления, вырезая из картона фигурки кукол. Позже стал разыгрывать импровизации на религиозную тематику, активно привлекая к ним домочадцев. Так началась его любовь к театру.

Талант драматурга проявится спустя много лет. В 1921 году появилась пьеса «Колдовство бабочки». Лорка написал её после знакомства с Грегорио Мартинесом, директором авангардного театра «Элава». Там пьеса и была поставлена при непосредственном участии автора. В «американский период» Лорка пишет пьесы «Публика» и «Когда пройдет пять лет», а по возвращении из странствия в 1930 году становится директором студенческого театра «Балаган». В последующие годы он создает свои самые известные драматические произведения «Кровавая свадьба», «Йерма», «Дом Бернарды Альбы».

Погрузившись в мир театра, Лорка не оставляет своих композиторских притязаний, он сам пишет музыкальные фрагменты к своим пьесам.

Скоротечность жизни

Федерико Гарсия Лорка прожил яркую, но короткую жизнь. Он стал ярчайшей вспышкой на небосклоне Испанской культуры. Удивительное дело, но многие великие люди, кому суждено погибнуть в рассвете сил, предчувствуют свою раннюю гибель и, обращаясь к их творчеству, этого трудно не заметить. То же самое относится и к Гарсия Лорке, одним из главных мотивов творчества которого стали «трагизм» и «скоротечность» этой жизни. Лирический герой поэта часто представал в образе несчастного влюбленного, сжигаемого страстью и принимающего своё бессилие. Часто в его произведениях встречается образ «искалеченного творца», поэта, пронзенного стрелами или лишенного конечностей.

Федерико, безусловно, ощущал трагедию своей эпохи и предчувствовал свой ранний конец собственной жизни.

А! Вот и смерть меня ждет

на этой дороге в Корову!

- пишет он, и эти строки становятся пророческими. Личная судьба поэта и судьба страны слились воедино в роковой день 16 августа 1936 года. Спустя месяц после начала гражданской войны, по дороге в родную Андалусию, Лорка был схвачен правыми и на следующий день расстрелян. Произведения поэта были запрещены в Испании вплоть до 1975 года, до смерти каудильо, но зато нашли свою популярность за пределами Пиренейского полуострова, в «сочувствующих странах», в частности, в СССР.

spe
Владислав Черных

И хорошо, что из него второго Дали не получилось - и одного-то много). Кстати, я совсем не знал, что Лорка ещё и музыку писал...

mas
Марк Блау

Существует мнение, что Лорку франкисты расстреляли не только за его левые, республиканские, взгляды но и за нетрадиционную сексуальную ориентацию. Тот факт, что Гарсиа Лорка был гомосексуалистом, стал широко известен лишь в конце 1980-х годов благодаря исследованиям его биографа Йена Гибсона.

В общем, правильно говорил один из героев "Солдата Швейка": все эстеты - гомосексуалисты.:)

pro
Семен Цыгановский

Он, действительно, был в моде в Советском Союзе. Наверное, сыграло роль, что уже умер и ничего неправильного не скажет.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+